На 28-м Грушинском фестивале
6 - 8 июля 2001 года

NEW! Избранные песни Грушинского фестиваля  MP3

Сказать по правде, не собирался описывать эту поездку, но так получилось, что остались вроде бы неплохие фотографии, которые может быть могли бы быть интересны тем, кто на Грушинском фестивале ни разу не был. А выкладывать их без каких либо комментариев тоже показалось неинтересным. Словом решил немного нашу поездку описать.

О Грушинском фестивале доводилось слышать давно, видел отрывки по телевизору, но до этого года ни разу на нем не был, хотя давно отношу себя к поклонникам авторской песни. И тут как то весной, когда мы с друзьями возвращались из похода на байдарках по Медведице в майские дни, случайно разговорились на железнодорожной станции с ранее незнакомым нам мужчиной, тоже ждавшим поезда в Саратов. До этого мы только несколько раз успели с ним пересечься на реке, когда он плыл с другом на большой резиновой лодке. Во время разговора он невзначай поинтересовался, не были ли мы на "груше". Мы ответили, что еще нет. С недоумением он спросил: "А почему?", и рассказал о своих впечатлениях от поездок на фестиваль. Мы тоже задали себе вопрос "А почему?", и твёрдо решили съездить этим летом.

Начали собирать информацию. Выяснилось, что существует целый сайт, посвященный Грушинскому фестивалю, с большим количеством полезной информации, в том числе и картами проезда, размещения автостоянки и самого городка.

И вот подошло долгожданное 6 июля. Можно было выехать и раньше, т.к. гости фестиваля начинают собираться уже за неделю до гала-концерта, но мы могли лишь прихватить полдня от пятницы.

Здесь нужно заметить, что наша поездка скорее всего не состоялась бы без сильного и целенаправленного желания съездить на Фестиваль у моего друга Сергея и его готовности в очередной раз подвергнуть испытанию долгой дорогой свою машину.

Итак, в 14:15 мы выехали на "жигуленке" из Саратова в сторону Самары, четверо взрослых и один ребенок, всего 5 энтузиастов. С собой, как водится, взяли одну палатку, примус (впервые в нашей практике, боялись, что с дровами и костром могут быть проблемы), спальники с пенками и продукты.

Уже за полночь мы почти добрались до цели. До места проведения фестиваля оставалось около 4 км, когда возникла неожиданная проблема. Гаишник не пропускал машины без пропусков, продающихся на Фестивале. Про пропуска я читал на сайте, но было непонятно, где их брать. Теперь все встало на свои места. Нам предстояло прогуляться пешком 4 км. по лесу до места проведения Фестиваля, купить где-то там пропуск на машину за 300 рублей, вернуться с ним обратно и уже ехать дальше. Очень напоминало старый анекдот про баню и раздевалку через дорогу. От такой гостеприимности мы поначалу опешили, однако ночевать впятером в машине на обочине рядом с кладбищем совсем не улыбалось, поэтому мы вдвоем с Ольгой, моей женой, пошли в ночь. Пыльная дорога петляла среди соснового леса, путь себе мы освещали фонариком. Иногда мимо проносились машины, но тормознуть ни одну не удалось. Как оказалось, мы не одни были такими. Иногда попадались гуляющие люди. Обогнали четверых девушек с сумками и рюкзаками. Они тоже шли на Фестиваль. У одной из них зазвонил сотовый телефон. Она с кем то поговорила, рассказала, где находится. Немного забавно и непривычно было слышать сотовый ночью в лесу в такой компании. Минут через тридцать или сорок мы добрались до КПП, где к нашей большой радости стоял стол, освещаемый то ли фонарем, то ли лампочкой, за ним сидела в усмерть замученная девушка и продавала пропуска. По ее словам, никто не ожидал, что будет так много народа, автостоянка уже забита до предела, а сама она не спит уже 2-ю или 3-ю ночь. Увы, мы не могли ей помочь, с радостью обменяли 300 рублей на вожделенный пропуск и устремились назад. С обратной дорогой повезло больше - нас подобрал какой-то парень на джипе и с ветерком домчал до мобильного поста ГИБДД. Нас встретили воплями ликования. С пропуском мы уже беспрепятственно миновали пост и поехали обратно. Предъявили его на том же КПП, где он был куплен, и покатились дальше в ночь искать автостоянку. Она оказалась совсем недалеко. Пока ехали, наблюдали вокруг большое количество машин, палаток и костров, еще метров за сто до КПП.

Вопреки неутешительным прогнозам, место на автостоянке нашлось, мы заплатили еще 40 рублей и поставили машину. Дальше была полная неопределенность: куда идти - неизвестно, да еще и темень вокруг. Прошли немного по дороге вдоль автостоянки и плюхнулись с вещами рядом с какими-то палатками, где было место. Решили оставить женщин следить за вещами, а сами вдвоем с Сергеем пошли по дороге в сторону огней. Очень быстро попали в настоящий людской водоворот. Поистине феерическое зрелище, когда над головой ночь, а вокруг толпа людей с фонариками, светящимися украшениями, все куда то движутся, веселы и возбуждены. Кто-то уже лежал на травке, то ли спал, то ли просто отдыхал. Покрутились с Сергеем некоторое время в этом водовороте и поняли, что лучше вернуться назад и разбить палатку там, откуда ушли. Вернулись и с помощью саперной лопатки, одолженной у соседей, выровняли насколько смогли поверхность земли и поставили палатку. Было уже 2 или 3 часа ночи, но спать не хотелось. Все вместе "пошли в народ". Вокруг кипела жизнь, казалось, что вообще никто спать не укладывался. Благодаря светящимся кольцам, кулонам, наносникам и рогам, а также разношерстной одежде люди выглядели очень необычно. В воздухе витало ощущение необъяснимой, хаотично проявляющейся радости. Вспомнился фильм "Звездные войны", эпизод 1, когда главный герой фильма бродил по базару на чужой планете и вокруг него не было почти никого похожего на него самого. Ночью мы впервые вышли к одной из малых сцен и довольно долго простояли рядом вместе с другими, слушая замечательное пение Александра Гейнца и Сергея Данилова. Потом отправились дальше осматривать окрестности. Прогуляли до рассвета и лишь часов в 5 утра вернулись в палатку и повалились спать.

Утром наш ждал сюрприз. Оказалось, что соседи наши тоже саратовцы, а самое главное и невероятное то, что среди них мы с удивлением узнали того самого мужчину, с которым познакомились весной при возвращении из байдарочного похода и благодаря кому мы собственно и приняли решение съездить на Фестиваль.

Вторым сюрпризом было то, что мы встали чуть ли не посреди лагеря кришнаитов. Место было вблизи у дороги, напротив автостоянки, с другой стороны от нас вдоль редкого леса расположился целый лагерь кришнаитов. Все проходящие по дороге мимо нас по дороге поэтому думали, что и мы тоже носители этой веры. Мелочь, конечно, но забавно. Менее забавно было то, что мы каждое утро просыпались под бормотание "хари-кришна, хари-кришна..." медитирующих во время утренней прогулки соседей и доминирующие над всеми прочими окружающими звуками ритмами их песен из стоящего, к счастью, на приличном отдалении, шатра..

Собирая информацию о Фестивале, мы поняли, что главная проблема при таком скоплении народа - туалеты. Был даже небольшой страх: "А как же там...". Однако простое соображение, что люди умудряются справляться и с этим, подавило сомнения. В действительности, это, было, пожалуй, главной проблемой. Общественный туалет представлял собой огороженные черным пластиком места, одно для женщин, другое - для мужчин, примерно 4 на 10 метров с прорытой канавой посредине и сооружением из досок и бревен над ней, чтобы не свалиться вниз. Излишне говорить, что место это можны было обнаружить с достаточно большого расстояния по запаху, а уж как было внутри... Еще существовала платная альтернатива - несколько биотуалетов в центре главной поляны. К женскому и ко всем платным биотуалетам всегда, когда бы мы ни проходили мимо, была очередь из 5 -10 человек. К счастью, рядом с бесплатным огороженным туалетом был небольшой лесок с достаточным количеством зелени, чтобы почувствовать себя закрытым от взглядов окружающих. Однажды мы попробовали просто отойти и в стороне от нашей палатки поискать место в лесу, закрытое от взглядов - получилось, но вернулись назад аж минут через сорок, такой лес оказался слишком далеко.

В остальном жизнь на Фестивале оказалась насыщенной событиями: ходили от сцены к сцене, слушали выступления претендентов. Когда становилось жарко, шли купаться на Волгу. Путь был длинный, но того стоил. Просто гуляли по поляне между палаток. Палаток было огромное количество, самых разных видов. Вокруг каждой палатки почти везде были натянуты веревками или лентами границы, обозначающие территорию их хозяев.

Неподалеку от нас и автостоянки была устроена большая ярмарка всевозможных аксессуаров для туризма, сувениров, аудиозаписей бардовских песен, книг и т.д. Целый базар образовался, на котором всегда было много народа.

Мне приходилось часто слышать, что Фестиваль за многие годы совсем испортился, скатился на более низкий уровень, перестал быть фестивалем авторской песни как таковой. Наверное, это не так. Действительно, стало приезжать гораздо большее людей, не имеющих к авторской песне никакого отношения, для того, чтобы себя показать и на других посмотреть. Таких людей стало гораздо больше, чем бардов и их поклонников, поэтому столь ощутимо изменился и облик фестиваля. Само же ядро, ради которого Фестиваль собирается, осталось прежним.

Самым ярким и запоминающимся событием для меня на Фестивале оказался, конечно, гала-концерт. Народ начал подтягиваться на гору еще днем, некоторые приходили так рано только для того, чтобы заранее застолбить участки поближе к сцене - плавающей гитаре. Наша компания пошла уже ближе к вечеру, когда начали опускаться сумерки. Сумели устроиться на участке посреди горы напротив Гитары, застолбленном для какой-то школы. Всех выступающих было очень хорошо слышно благодаря мощным акустическим системам, установленным на металлической вышке перед слушателями Горы. Неожиданным и очень приятным сюрпризом оказалось появление среди выступающих Александра Градского и Михаила Боярского. Боярский, правда, не пел, сославшись на то, что он не бард, а драматический актер, выразил свое уважение Фестивалю и прочел стихи. Очень много замечательных песен прозвучало за эту ночь и я впервые для себя понял громадную разницу между прослушиванием бардовских песен с кассет, дисков - и вживую, в окружении таких же любителей авторской песни. Стало понятно, почему многие люди приезжают на Фестиваль издалека только ради одной ночи, чтобы побыть на гала-концерте. Во время концерта вся Гора превратилась в некое подобие живого существа, которое бурно и очень живо откликалась на все происходящее своим голосом и многочисленными огнями.

Вернулись в Саратов мы 8 июля примерно в 21:00, дорога заняла 8-9 часов, 445 километров по спидометру. Снова начинались будни, но эта Гора и эта ночь остались в нашей душе надолго, может быть, навсегда...

Из нашего фотоальбома...

Сергей пробует суп
Прогулки по городку-1
Прогулки по городку-2
Примерка декоративной шляпы для фото
Лавка с поделками из дерева
Шатер кришнаитов
У доски объявлений
Автор странички на фоне яхт гостей фестиваля
Пение на малых сценах-1
Пение на малых сценах-2
Гора в ожидании слушателей
Подъем на гору перед гала-концертом -1
Подъем на гору перед гала-концертом -2
Гитара перед началом гала-концерта
Всё готово, концерт начинается...
Вторая половина концерта, Гора подпевает исполнителям